МОТОРНЫЕ
МАСЛА
СПРАВОЧНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ЗАВОД
WYNN`S
КОНТАКТЫ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Общая информация по маслам: какие масла бывают, как они маркируются и как выбрать нужное масло WYNN’S для своего автомобиля.

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбо- ра, её нужно уметь расшифровать и затем правильно выбрать нужное масло WYNN’S для своего автомобиля.

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов.

Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:
  • SAE
  • API
  • ACE
  • ILSAC
Каждый из видов маркировки масел несет свою смысловую нагрузку. Расшифровка этих маркиро- вок позволяет ориентироваться в выборе необходимого масла.

В основном, у нас используется три вида классификации – это SAE, API и ACEA.

Выделяют 3 класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя:
  • масло для бензиновых двигателей;
  • масло для дизельных двигателей;
  • универсальное моторное масло для обоих типов двигателей.
Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава – синтетического или минерального масла, являющегося его основой, и пакета присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти.

Поэтому по химическому составу они делятся на:
  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические
На этикетке канистры с маслом обычно указывается:
  • Класс вязкости SAE
  • Спецификации API и ACEA
  • Допуски автопроизводителей
  • Штрих-код
  • Номер партии и дата производства
  • Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например «fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул» и т.п.)
  • Специальные категории моторных масел.
Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре - коэффициент вязкости по классификации SAE, это международный стандарт, регламентирующей вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:
  • Зимние масла:
    они более текучие и обеспечивают уверенный запуск двигателя в холодное время года. В обозна- чении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» - winter (зима). Например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять приблизительное граничное значение температуры примени- мости масла в зимних условиях нужно от маркировки (например «0W») отнять число 35. В жар- кое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть повышена.
  • Летние масла:
    применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость).
  • Всесезонные масла:
    наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 5W-40).
Вязкостные характеристики, являются самыми первыми и важными элементами классификации и маркировки моторных масел, но не единственными — выбирать масло сугубо по вязкости не правильно. Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (мою- щие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных от- ложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

Маркировка моторных масел по API

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска.

Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:
  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для бензиновых двигателей.
  • Категория «C» (Commercial) – говорит о предназначении масла для дизельного автотранспорта.
Как расшифровать маркировку API.
Обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:
  • после букв S (Service) или C (Commercial) следует уровень эксплуатационных свойств, указывае- мый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла), например SL, CF;
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SN/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4), например CI-4;
  • аббревиатурой EC, которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива.

В настоящее время категория «S» составляет 12 классов моторных масел, часть которых уже устарела, поэтому приведем лишь самые актуальные:

В настоящее время категория «S» составляет 12 классов моторных масел, часть которых уже устарела, поэтому приведем лишь самые актуальные:
 

Те моторные масла, которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действую- щих категорий качества, имеют соответствующие обозначения на этикетках — «API» (API Service), также степень вязкости по SAE, а так же возможную степень энерго-сбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характе- ристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы ката- лизатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:
  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12).
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3- 12, C4-12).
  • E – дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).
В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований).

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто.

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) — требования по качеству масла аналогичны категории API SH; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 — соответствует требованию по качеству масла API SJ, а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 — является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 — соответственно аналоги SM и SN.
Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами, отдельно используется класс JASO DX-1. Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.